Младшая группа: Малышок

1,5—3 лет

Педагоги группы

Педагогический работник
Кочеткова Юлия Павловна
Помощник воспитателя
Бабич Ольга Васильевна

Особенности занятий в группе

Группа раннего возраста (1,5 - 2лет):

 Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания.

 Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

Совместная деятельность педагога с детьми.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Самостоятельная деятельность детей.
Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

  Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». П.1.4   1)

       Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». П. 1.2 4)

 Т.е. ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.

 Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной  деятельности детей с педагогом либо  самостоятельной деятельности малышей.

- дидактические игры;

- сюжетно – отобразительные игры;

- подвижные игры;

- словесные игры:

- пальчиковые игры;

-  музыкальные игры;

 - конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
          1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
          К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
          К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
        В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). 

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

 Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении. 

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. 

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

 Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. 

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Младшая группа (3-4 года): 

Занятия в младшей группе сада для детей имеют массу особенностей. Связано это с тем, что возраст малышей особенный. В статье расскажем о том, как проходит развивающий, воспитательный процесс с ребятами 3–4 лет. Заодно перечислим все навыки, умения, которыми должны овладеть дети.

Особенности работы.

Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:

в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
считается, что развитие детей этой группы – самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными.
Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.


Какими навыками и умениями овладевают?

Малыши 3–4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:

малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
есть блюда последовательно;
посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.
Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. Младшая группа детского сада должна уметь, знать следующее:

быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др.;
уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
уметь различать цвета;
выполнять последовательные действия – собирать конструктор, кубики или пазлы;
уметь ухаживать за декоративными цветами;
взрослым помогать сервировать стол.
Требования к занятиям в младшей группе ДОУ

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:


длятся они по 15 минут. Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
занятия должны нести уже четко выраженные цели;
особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте. Знакомятся с понятием ритм.

Обучающая программа

Рабочая программа первая младшая группа по ФОП

Рабочая программа вторая младшая группа по ФОП

Парциальные программы:

 Программа «Омское Прииртышье» ,  авторы: Борцова Л.В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т.А. и др.

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
09.00-09.15 (понедельник, подгруппа от 3 до 4 лет)
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)
10.05-10.20 (понедельник, подгруппа от 3 до 4 лет)
Физическое развитие (физкультура в помещении)
09.00 - 09.15 (вторник, подгруппа от 3 до 4 лет)
Познавательное развитие (ФЭМП/конструирование)
09.25-09.40 (вторник, подгруппа от 3 до 4 лет)
Художественно - эстетическое развитие (музыка)
09.00 - 09.15 (среда, подгруппа от 3 до 4 лет)
Художественно - эстетическое развитие (лепка/аппликация)
10.05-10.20 (среда, подгруппа от 3 до 4 лет)
Физическое развитие (физкультура в помещении)
09.00-09.15 (четверг, подгруппа о 3 до 4 лет)
Речевое развитие (художественная литература)
09.25-09.40 (четверг, подгруппа от 3 до 4 лет)
Художественно - эстетическое развитие (музыка)
15.45 - 16.00 (четверг, подгруппа от 3 до 4 лет)
Региональный компонент (Омское Прииртышье)
09.00 - 09.15 (пятница, подгруппа от 3 до 4 лет)
Художественно-эстетическое развитие (рисование)
10.05 - 10.20 (пятница, подгруппа от 3 до 4 лет)
Физическое развитие (физкультура на прогулке)
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г

Дополнительные занятия в группе

Омское Прииртышье (региональный компонент)
Данная программа предполагает решение следующих задач: освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона; содействие формированию элементарных представлений об историческом развитии «Омского Прииртышья»; воспитанию у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края; формированию представлений об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта. Программа «Омское Прииртышье» построена с учетом следующих принципов и предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как во время образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов: разностороннего образования, целью, которого является развитие ребёнка; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Цель программы - развитие у детей социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию «Омского Прииртышья», знакомства с жизнью и бытом народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста; формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно-смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности; формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с основами экономики Омской области, ознакомление детей дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых в регионе в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.; приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни «Омского Прииртышья»; формирование потребности в ознакомлении и бережном отношении к культурному наследию региона; формирование у детей ценностного представления о литературе «Омского Прииртышья», поддержание интереса и стремления к знакомству с новыми современными произведениями Омских писателей и поэтов, использование литературного опыта в развитии творческой речевой деятельности. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребёнка. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Активная позиция дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать фотографии, книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Представления о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie