Омское Прииртышье (региональный компонент)
Данная программа предполагает решение следующих задач:
освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона;
содействие формированию элементарных представлений об историческом развитии «Омского Прииртышья»;
воспитанию у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края;
формированию представлений об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
Программа «Омское Прииртышье» построена с учетом следующих принципов и предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как во время образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов:
разностороннего образования, целью, которого является развитие ребёнка;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Цель программы - развитие у детей социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию «Омского Прииртышья», знакомства с жизнью и бытом народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста;
формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно-смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности;
формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с основами экономики Омской области, ознакомление детей дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых в регионе в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.;
приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни «Омского Прииртышья»; формирование потребности в ознакомлении и бережном отношении к культурному наследию региона;
формирование у детей ценностного представления о литературе «Омского Прииртышья», поддержание интереса и стремления к знакомству с новыми современными произведениями Омских писателей и поэтов, использование литературного опыта в развитии творческой речевой деятельности.
Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребёнка. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города - День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Активная позиция дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать фотографии, книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов. Представления о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.